Обычаи и традиции
Что значит «стремя в стремя»?
Военная лексика казачества
Жизнь казака проходила в походах и сражениях. Этот особый воинский быт запечатлен прежде всего в языке казачества, который хранит в себе накопленный веками опыт походной жизни, особого отношения к товарищам по службе, к «справе» и оружию.
Язык – важнейший источник, который позволяет нам сегодня глубже понять мировоззрение казака, его взгляды на свое призвание. Многие из слов и выражений, рожденные в казачьей среде, стали расхожими и, употребляя их, мы не всегда задумываемся об их казачьем происхождении.
Традиционные «домашние» игры шермиции
Поиграем, чтоб не стыла в жилах кровь!
Порой вся жизнь казака проходила в походах, а время измерялось от сражения до сражения. Но душа казачья не черствела, а оставалась молодой и разгульной, просила праздника – веселого, удалого, истинно казачьего.
И такой праздник был.
Имя ему – шермиции!
Как казаки ворота пирогами запирали
Богатство и бедность в языке донского казачества
Яркий и образный язык казаков дает замечательную возможность узнать, каким было отношение казачества к двум, пожалуй, самым главным жизненным испытаниям – бедности и богатству.
В одних случаях мы видим сочувствие и сожаление к бедняку («жить в одном кресте», то есть ничего не иметь, нищенствовать, «есть чужое горе с хлебом» - голодать, бедствовать, «и лыка не с чего сплесть» - быть неимущим), а в других - явно выраженную иронию, порою граничащую с насмешкой («задушиться нечем» - о полной нищете, «кормить вшей (клопов)» жить бедно и скудно, «мотня редка» - о неимущем человеке, « мыши в амбаре подохли» - о голодном существовании).
Казачья беседа
Беседа — это особый род праздника! Бывали мужские и женские беседы, на них собирались, в основном, ровесники, односумы, как назывались у казаков сослуживцы. Были беседы, на которые собирались молодые казаки, если один из них собирался жениться; были беседы жалмерок и вдов; были беседы стариков. Как правило, мужские беседы проходили летом в степи или саду. Женские — в саду или горнице.
Старики
Хранителями обычаев в казачьей станице всегда оставались старики. Не занимая никакой официальной должности в структуре казачьего самоуправления, они всегда играли громадную роль в общественном мнении, которое и было основой казачьей демократии. Без одобрений стариков ни одно распоряжение атамана не выполнялось.
Страница 1 из 2